Санкции Совбеза ООН против Ливии (Libya) тормозят развитие страны
Санкции, введенные Совбезом ООН против Ливии (Libya), тормозят развитие торгово-экономических отношений этого государства с другими странами.
Вместе с тем большинство государств, в том числе Россия и Украина, заявляют о готовности к сотрудничеству с этой богатой нефтью страной Северной Африки как только та вернется к стабильности. Ливия (Libya) имеет крупнейшие в регионе запасы углеводородов, поэтому свои интересы тут есть и у европейских энергетических компаний.
После отмены эмбарго авиационные грузоперевозки в Ливию готовы возобновить многие международные авиакомпании. В числе первых из них ZetAvia - частная украинская авиакомпания. Для Ливии международное экономическое сотрудничество является важнейшим фактором развития. Так, например, о заинтересованности Ливии в экспорте подсолнечного масла, зерновой и плодово-ягодной продукции украинских производителей недавно сообщила украинская Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.
Выполнить серию таких грузоперевозок могут несколько украинских авиакомпаний, включая лидера авиационной доставки сверхтяжелой и негабаритной техники авиакомпанию ZetAvia, головной офис которой находится в Киеве. ZetAvia выполняет полеты на грузовых самолетах Ил-76 по всему миру за исключением стран под санкциями и эмбарго, имеет одобренную Госавислужбой Украины систему управления безопасностью полетов (SMS), право на перевозку всех видов грузов, включая опасные, и сертификат EASA Part-TCO.
По данным МИД Украины, товарооборот между Украиной и Ливией за первые пять месяцев 2021 года составил $124,4 млн или в с среднем почти $25 млн в месяц. В 2020 году суммарный объем двусторонней торговли между этими странами составил $371, 3 млн, что соответствует $30,9 млн в месяц. В 2019 году товарооборот между Украиной и Ливией составил $324,5 млн по сравнению с $291 млн в 2018 году. Согласно официальной статистике, в 2018 году украинский экспорт в Ливию увеличился на 45% по сравнению с 2017 годом и составил почти $291 млн. При этом на долю зерновых культур пришлось 80% экспорта, а черных металлов — 15%.
Российские компании тоже готовы возобновить свою деятельность в Ливии после нормализации обстановки в этой республике. По данным Федеральной таможенной службы РФ в первом полугодии 2021 года товарооборот России с Ливией составил почти $171 млн, увеличившись на 247% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. По доле в российском товарообороте в первом полугодии текущего года Ливия заняла 90-е место, поднявшись на двадцать пунктов вверх по сравнению с 2020 годом. В структуре экспорта России в Ливию в первые шесть месяцев 2021 года (и в первом полугодии 2020 года) основная доля поставок пришлась на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (74,33% от всего объема экспорта России), а также минеральные продукты (22,21% от всего объема экспорта России).
Наибольший прирост экспорта зафиксирован по следующим группам товаров: злаки (рост на $81,2 млн); минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества и минеральные воски (рост на $34,8 млн); табак и промышленные заменители табака (рост на $8,2 млн). По итогам 2020 года российско-ливийский товарооборот снизился примерно на 20% по сравнению с 2019 годом, а основная часть поставок (около 80%) пришлась на российский экспорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия, сообщает Минпромторг РФ. Ранее Минпромторг РФ сообщил, что Ливия заинтересовалась в российской авиатехнике, включая пассажирские самолеты SSJ 100 и МС-21 и вертолеты.
В настоящее время в Ливии сохраняется двоевластие: на востоке заседает избранный народом парламент, сотрудничающий с Ливийской национальной армией (ЛНА) маршала Халифы Хафтара, а на западе, в столице Триполи, сформированное при поддержке ООН и ЕС правительство национального согласия (ПНС) Фаиза Сарраджа.
Метки: ливия; libya; санкции; украина; россия; zetavia